«Нью-Йорк, Нью-Йорк» — это произведение, которое я начинала читать с раздражением и обреченностью, а заканчивала с теплящейся в груди любовью и теплом. Думаю, это как раз та манга, которая может кардинально поменять о себе мнение во время ее прочтения. Но обо всем по порядку.
(Хочу уточнить, что данная рецензия не относится к последней главе четвертого тома, так как она является обособленной от всего произведения историей)
Мир
Обычно я начинаю с пункта идеи произведения, чтобы оценить ее отдельно от сюжета. Но здесь очень тяжело выделить какую-то конкретную задумку, так что я опускаю этот пункт и перехожу сразу к миру, который окружает героев. Манга была написана в 1990-х годах, поэтому герои живут в соответствующих реалиях: в Нью-Йорке из 1990-х. И, как по мне, культурный код в работе присутствует и сохранен. Конечно, мне сложно говорить об этом со всей уверенностью, ведь я никогда не была в Америке тех лет. Но у меня не было ощущения Японии, которая почему-то пытается выдавать себя за другую страну. Мангака явно знала о чем и о ком пишет, пыталась сохранять не только внешние детали, но и особенности общества, менталитета. Мне даже не к чему особо придраться в этом пункте, как по мне, все отлично. В оригинале (на японском языке) автор даже нередко вставляла фразы на английском языке, но и без этого в переводе все прекрасно ощущается.
Сюжет
Повествует о двух мужчинах, встретивших друг друга и начинавших строить свои отношения в славном городе Нью-Йорк. Главная роль в сюжете уделена внутренним конфликтам (внутренняя борьба персонажей), персонажам, отношениям, но здесь также не обошлось без внешних конфликтов (борьба с внешними факторами), социальных тем, детективов, криминала. Можно сказать, что герои пытаются строить отношения, справляясь с внутренними демонами, параллельно сталкиваясь с криминалом и социальными проблемами. Если говорить по порядку.
Внутренние конфликты.
Внутренние конфликты здесь есть и достаточные интересные. Темы принятия себя, страха одиночества или перед неприятием общества, эгоизма однозначно присутствуют. В большинстве своем даже у второстепенных персонажей были внутренние конфликты, с которыми они постепенно справлялись. Тут плюс не поставить нельзя.
Отношения героев (не останавливаюсь на персонажах, о них поговорю отдельно).
Изначально кажется, что динамика их отношений слишком быстрая и нелогичная, так как герои начинают свой путь не с глубоких и трогательных чувств, а с чего-то более беззаботного. Хотя говорят о своей связи именно как о нечто глубоком. Только перечитывая эту мангу, я поняла, что изначально герои находятся в некой эйфории друг от друга, но их чувства, скорее, поверхностные. Они все еще не знают как строить отношения. Потому все их взаимодействие в первом томе воспринимаются очень тяжело. Особенно, если видеть признания персонажей в любви и думать о них именно как о той самой трепетной связи, полной заботы и самоотверженности. На самом же деле начало отношений кажется, скорее, эгоистичным и неловким, под стать героям, чье развитие происходит очень медленно вместе с их связью. Поэтому изначально манга может очень сильно пощекотать нервишки, но уже ко второму тому заметно, как отношения героев меняются. Они больше доверяют друг другу, учатся думать друг о друге, заботиться о себе и партнере. Если вам не нравятся отношения, которые начинаются со всяких недоговоренностей, недопонимания, криков и развиваются постепенно, то, думаю, вам будет тяжело читать эту мангу. Можно сказать, что любовная линия прошла путь от "о боже, как мне терпеть это еще три тома" до "какая прекрасная пара, соулмейты".
Внешние конфликты, детектив, криминал.
Внешний конфликт первого тома показался мне очень скомканным. Нам плохо раскрыли мотивацию зачинщика, вообще, на все про все дали мало времени. Все показалось мне непонятным и слишком быстрым. Но основа никак особо не пострадала, а конфликт очень хорошо повлиял на развитие отношений героев. Поворот был эмоциональным, хоть и не прописанным. Третий том показал себя намного лучше. Я не могу с точностью писать о качестве детективной истории, но логических ошибок не находила. Видела, что многие могли предугадывать некоторые моменты. Сама история не закрученная и не невероятно сложная, но тоже играет на эмоциональности. В общем и целом, думаю, криминальная часть сюжета этого тома не такая удивительная, хотя подана хорошо и очень ярко благодаря выдержанной динамике. Основной акцент уходит внутреннему конфликту, а внешний скорее выступает его катализатором. Вновь упоминая динамику, хочу сказать, что в третьем томе всему уже дали время развиться: и персонажам, и деталям. Мне было интересно читать. Внутренний конфликт, вообще, чувствовался замечательно.
Социальная проблематика.
Затронуты темы гомофобии, непринятия обществом однополых пар и их права на усыновление, принятие родителями, немного сексизма, виктимблейминга. И, думаю, можно еще много чего найти.
Также несложно заметить, что слишком часто повторяется проблема изнасилования. Конечно, если такое случается не больше двух раз с одним персонажем и разными насильниками, то мне не сложно в это поверить. Но когда больше трех, то это уже, как по мне, перебор.
Понравилось, что история имела некую цикловую композицию, очень трогательный ход. И, конечно, хочется выделить, что любовная линия была доведена до «самого конца». Показав не только развитие отношений, но и то, как все было после того, как они смогли построить вокруг себя комфортную среду. За что хочется поставить плюс.
Это произведение немного похоже на пазл, многие моменты складываются, выступают в другом свете только тогда, когда получше узнаешь героев. Мангака часто делает на этом акцент, так что соединять все детали в нужный момент в голове не сложно, но это важная часть повествования.
Персонажи
Герои в «Нью-Йорк, Нью-Йорк» никогда не бывают картонками. Каждый имеет внутренний конфликт или интересный выделяющийся образ (если у него не было раскрытия). Многие из них были хорошо проработаны и получили свое развитие. Достаточно примечательно, что некоторые из них совершали непоправимые ошибки, заставляющие лично меня читать с огромным удовольствием и интересом. Неоднозначные персонажи всегда, как по мне, намного привлекательнее. Если говорить о раскрытии/развитии второстепенных персонажей, то все было гладко, понятно, последовательно и логично. А теперь хочу поподробнее поговорим о главных героях.
Кейн
Изначально очень раздражающий персонаж. Я думаю, что если Вы когда-то бросали мангу, то это было определенно и по его вине тоже. На то есть свои причины. Герой трусливый, неуверенный в себе и эгоистичный, но постепенно он меняется и растет как и в отношениях, так и в глазах читателя. Думаю, что сложно найти персонажа в BL манге, который так же кардинально изменил свой характер за все время повествования в лучшую сторону (хотя что-то осталось прежним, основа его личности никуда не делась). В его росте мне не хватило плавности. Да, я понимаю, что все строится, скорей всего, на идее эгоистичного персонажа, который встретил альтруистичного и постепенно стал учиться у него мягкости. А после стал и работать над собой ради него. Но все же в некоторых моментах мне не хватило внутреннего конфликта, комплекса вины, медленного развития, ошибок на пути изменений. Все как-то очень не плавно, рывками и даже незаметно. С другой стороны это может быть связано с характером героя, сказать сложно. В любом случае, на его личностном росте не делают много акцентов, но он очень заметен, если сравнивать.
Мэл
Я бы сказала, что его история очень трагичная, но часто встречающаяся в подобных произведениях. В манге этот персонаж постоянно притягивает к себе все плохое, что иногда тоже напрягает. Но не назвала бы его шаблонным, мне нравится как раскрыли его покорность, желание цепляться за людей и как уделяли этому внимание. На его рост автор тоже делает мало акцентов. Хотя можно заметить, как герой начинает мало, но ценить себя, уважать себя, учиться просить и говорить о самом себе. Конечно, Мэл изначально предстает перед нами как приятный герой, вызывающий симпатию и сочувствие. Эдакий альтруист в пару к эгоисту, ангел во плоти, переживший ад, поэтому симпатией к нему проникнуться не сложно. Но хорошо, что автор смогла дать ему хоть немного развития, хотя мне его не хватило. Можно было опять же уделить росту личности больше внимания.
Визуальная составляющая
Думаю, типичная рисовка 1990-х. Симпатичная, со своими особенностями, выполнено аккуратно, красиво с вниманием к деталям. Единственное не нравилось, что пару раз проскальзывали фреймы, которые являлись либо приближенной до пикселей частью другой панели, либо скетчем. А так все достойно.