Оцените отзыв
Доброго времени суток, любители похрустеть китайским фарфором.
В последнее время я с особой частотой начал замечать повышенное внимание читателей к историческим маньхуа, и это вполне объяснимо. Во-первых, рисовка этих произведений просто выше всяких похвал. Это своеобразный крючок, на который ты попадаешь, не успев вникнуть в сюжет, и вот уже, сам того не замечая, задумываешься, почему же боженька не создаёт столько же красивых героев и героинь в реальной жизни (и слава Богу). Во-вторых, исторический колорит делает своё дело: ради пейзажей, атмосферы, красок и звуков Древнего Китая могу закрыть глаза на всё, что угодно. Начиная читать, ты просто с головой погружаешься в прошлое, пугающее, порой жестокой, но неимоверно притягательное. А если ещё и сюжет попадается интересный, разумные герои, глубокая мысль…
Но если бы всё было так, стал бы я писать рецензию? За что ты так со мной, Китай?
Я без проблем могу назвать достоинства маньхуа «В рабстве безмолвной любви» (любви?!). Она прекрасно нарисована, и кроме деревянных лошадок, любая картинка приводит в восторг. Замечательно построен текст произведения: ты вроде бы видишь мысли героев, но в то же самое время знаешь, что повествование ведётся как бы «со стороны», и эта непредвзятость помогает преодолевать некоторые недостатки сего чтива, о которых я скажу позже. Цепляет и то, что автор плавно (насколько может) разворачивает сюжет… И тут, пожалуй, стоит остановиться.
Сюжет до безумия банален, хотя хочется выразить благодарность Цян Тан за то, что Юй является немым. Его безмолвие в ситуации, в которой оказался юноша, является той самой изюминкой, из-за коей героя язык не поворачивается назвать типичным. Именно отсутствие собственного голоса, как в прямом, так и в переносном смысле, в жестоком мире, где он всего лишь раб, – причина всех его несчастий. Но только ли? Я не стану говорить сейчас о наглухо отшибленном (вероятно, на войне) принце, который ушами и глазами пользуется только в крайних случаях, а они бывают не так часто; о бесхребетности Юя, которая вроде бы и доброта ангельская, а вроде бы и граничит с глупостью; о гротескных отрицательных персонажах, вроде принцессы; о не вполне вменяемом поведении императора, которому от скуки нечего делать. Нет. Всё это уже давно избитые штампы. Я хочу поговорить об эмоциях, которые вызывает данное произведение, и о том, почему я не хочу читать его дальше.
Было ли у вас такое чувство, что вы убить готовы человека, пусть и нарисованного? Испытывали ли вы такую ненависть, что после прочтения одной главы, долго не могли переключиться на что-то иное, постоянно думая о том, какой же герой... нехороший? Испытывали ли вы садистское удовольствие, когда ненавистного вам героя зверски убивали в этом же произведении, и вам становилось тошно ещё и от этого? Нет? Поздравляю! У вас либо стальные нервы, либо вы не воспринимаете ситуации, описанные в маньхуа, как возможные. И это, наверное, хорошо… Но это выше моих сил. Дело в том, что данное произведение не вызывает положительных эмоций. Ничего, кроме непонимания, боязни, ненависти, злости и отвращения. Несмотря на всю глупость поведения персонажей, их плоскость, читать «В рабстве безмолвной любви» очень тяжело, если вы хоть как-то проникаетесь героями, пусть и нарисованными.
Разумеется, это только моё мнение, и, несмотря на него, маньхуа заслуживает прочтения хотя бы ради труда художника и переводчиков. Но нервы данное произведение шатает не слабо, так что удачи)
Дата публикации: 24.12.20